Роль научно-исследовательской деятельности в подготовке конкурентноспособного специалиста. Г.В.Гурьева, методист
В современных условиях конкурентноспособность молодёжи является её важнейшей жизненной необходимостью, поскольку любая профессиональная деятельность требует от специалиста не только предметной компетентности, знаний, умений, мастерства, но и собственной информационной зрелости, предполагающей способность к самостоятельному поиску важной профессиональной информации и её адаптации в избранной специальности.
Сегодня одной из актуальных задач в системе непрерывного профессионального образования становится задача целенаправленного развития исследовательской культуры студентов. Речь идёт о способности студентов к проектной, научно-исследовательской деятельности, в результате которой развиваются новые качества, отвечающие запросам современного работодателя.
Научно- исследовательская деятельность студента – это самостоятельный поиск научных знаний, выполнение творческих заданий и проектов, поиск и нахождение нестандартных решений исследовательских задач. Такая деятельность предполагает знание методологии исследования, умение планировать его этапы (постановка цели, проблемы исследования, анализ теории и разработанной практики, последующий сбор материала, его анализ, обобщение, критический отбор методик диагностических исследований, их практическое применение и содержательная интерпретация результатов исследования).
Из этого следует, что цель научно-исследовательской деятельности студентов – освоение ими функциональных навыков научной деятельности как уникального способа познания окружающего мира и реальной действительности.
Замечено, что студенты, вовлечённые в научно – исследовательскую работу, имеют лучшие результаты и качество знаний по изучаемым дисциплинам.
В период обучения в техникуме студенты выполняют разные виды
учебно-исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. К окончанию образовательного учреждения в сознании студентов статус собственных интеллектуальных качеств и значимость исследовательской деятельности повышаются, развивается креативность мышления, изменяются представления о своих возможностях, повышается самооценка.
Условиями эффективности развития исследовательских компетенций студентов в учебном процессе являются:
▪ максимальное насыщение учебного процесса творческими ситуациями с учётом непрерывного развития студентов на каждом уровне образования;
▪ методическое и технологическое творчество преподавателей;
▪ наличие системы междисциплинарных связей, обеспечивающих практическое закрепление получаемых исследовательских умений и навыков.
Условиями эффективности развития исследовательских компетенций
во внеаудиторной исследовательской деятельности являются:
▪ недели науки, конкурсы дипломных работ, конкурсы студенческих исследовательских проектов и другие формы.
В нашем техникуме традиционно проводятся научно- практические студенческие конференции. Согласно Положения о научно- практической конференции « Наука и творчество-2017» определены цель и задачи конференции.
1. Цель конференции
Конференция проводится с целью приобщения студентов техникума к научному творчеству, совершенствованию их исследовательской культуры, повышению образовательного уровня.
2. Задачи конференции:
● развитие интеллектуального и творческого потенциала студентов,
расширение и углубление знаний в образовательных областях;
● совершенствование исследовательских умений и навыков, повышение профессионального уровня подготовки молодых специалистов;
● выявление творчески одаренных студентов, занимающихся исследовательской деятельностью;
● привлечение внимания к социально значимым проблемам.
Конференция состоялась 25.04.2017г., на которую было представлено 12 работ студентов 1-2 курсов различных специальностей и профессий.
В рамках конференции проведён конкурс научно- исследовательских работ, разработаны критерии оценивания индивидуальных проектов и научно- исследовательских работ, определен состав жюри педагогов и состав жюри из числа студентов, определяющих «Приз зрительских симпатий».
Индивидуальный проект может быть: информационным исследовательским; творческим; прикладным; социальным; конструкторским; инновационным.
Критерии оценки индивидуальных проектов,
научно-исследовательских работ:
1.Актуальность исследования в заявленной теме, определение объекта и предмета исследования.
2. Постановка и обоснование проблемы проекта, гипотезы, четкость определения цели и задач проекта.
3. Глубина раскрытия темы, исследовательский характер работы.
4. Практическая значимость проекта.
5. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
6. Качество проведённого выступления: логичность и последовательность изложения, умение обоснованно излагать точку зрения.
7. Качество проведённого выступления: убедительность, грамотность речи, дикция, соблюдение регламента (8-10 мин.).
8. Компетентность, качество презентации: информационное наполнение слайдов, цветовое решение, эффекты анимации.
Сумма баллов:
максимально возможное количество баллов - 40
1 место - 38-40 баллов;
2 место - 35-37 баллов;
3 место - 30-34 балла.
Состав жюри:
Председатель: Тарасова Наталья Сергеевна, директор ГАПОУ АО «Новодвинский индустриальный техникум»
Члены жюри: -Давыдова Надежда Павловна, заведующая отделением №2
-Маркова Наталья Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Руководитель конференции – Гурьева Галина Викторовна, методист
По результатам конференции все студенты 1 и 2 курсов, представившие индивидуальные проекты и выполнившие их защиту на конференции, а также студенты 2-3 курсов, представившие научно-исследовательские работы, получили сертификаты установленной формы.
Студенты 1-3 курсов - призёры конкурса индивидуальных проектов и научно-исследовательских работ на конференции награждены грамотами ОУ
Преподаватели, мастера п/о, научные руководители студенческих работ получили сертификаты установленной формы.
Преподаватели, мастера п/о, научные руководители студенческих работ за подготовку призёров по индивидуальным проектам и научно-исследовательским работам награждены грамотами образовательного учреждения.
Приложение 1.
Научно-практическая студенческая конференция
"Наука и творчество-2017"
в ГАПОУ АО «Новодвинский индустриальный техникум»
(индивидуальные проекты и исследовательские работы), 25.04.2017г.
№ |
Ф.И. участника |
Группа |
Тема проекта |
Научный руководитель |
1. |
Банкова Александра |
ЭБ-28 |
«Малые Корелы: история и современность» |
Болотова Светлана Геннадьевна |
2. |
Соломаха Владислав |
АТ-17 |
«Создание сайта «Экологическая карта Архангельской области»» |
Скрябина Наталья Николаевна |
3. |
Шуньгина Анастасия
|
ТК- 23 |
«75- летие прихода конвоя «Дервиш» в Архангельск, Мурманск. Исторические познания своего края современной молодёжью» |
Смирнова Юлианна Павловна |
4. |
Хохлов Глеб
|
. АТ-17 |
«Особенности языка СМС сообщений» |
Рябкова Наталья Васильевна |
5. |
Лебедева Яна
|
ЭБ- 18 |
«Молодёжь в социальных сетях: положительное и негативное влияние» |
Смирнова Юлианна Павловна |
6. |
Неверов Артур
|
АТ-17 |
«Энергетический кризис и пути его преодоления в масштабах моей семьи» |
Пярькова Анна Витальевна |
7. |
Лобанов Алексей
|
ТК-23 |
«Качественное определение примесей в воде реки Северная Двина»
|
Харлап Оксана Николаевна |
8. |
Ермолаева Карина
|
П -26 |
«Исследование рынка продаж «Детское питание»» |
Зенкова Мария Фёдоровна |
9. |
Мехтиева Эльнара |
П-28 |
«Алюминий на кухне» |
Дмитрик Мария Михайловна |
10. |
Банкова Александра
|
ЭБ - 28 |
«Влияние алкоголя на организм подростка» |
Климова Зинаида Васильевна |
11. |
Зарубин Василий
|
гр.14 |
«Трудовая деятельность в русских и английских пословицах»
|
Болотова Светлана Геннадьевна |
12. |
Рюмин Юрий
|
гр.12 | «Мой сайт – «Моя профессия: Электромонтёр»» | Скрябина Наталья Николаевна |